Граждане РК платят в 22 раза больше олигархов

На примере углубленного анализа структуры налоговых поступлений основного донора государственного бюджета г. Алматы видно, что в Казахстане за 5 лет произошло значительное снижение доли официальных начислений заработной платы штатных наемных работников и увеличилась доля неформальной занятости. В разрезе секторов экономики видно, что доля ненаблюдаемой экономики выросла за последние 3 года свободного плавания тенге. Такие выводы основаны на сопоставлении внутренней отчетности по налоговым поступлениям ДГД г. Алматы, публичным данным КГД МФ РК, а также открытым данным Комитета по статистике МНЭ РК по разделу "Труд".

При анализе динамики поступления налогов по г. Алматы за 5 лет из данных, предоставленных ДГД г. Алматы, общий прирост собираемости налогов составил 61,4% за весь анализируемый период, в том числе по платежам в республиканский бюджет 63,1%, по платежам в местный бюджет 57,3%. Наиболее значимый вклад в собираемость налогов в пользу республиканского бюджета кроме КПН вносят НДС 16,1%, таможенные платежи 16,5% от общей собираемости налогов. В местном бюджете ключевыми являются ИПН у источника выплаты 9,3%, социальный налог 6,9%, прямые налоги с собственности физических лиц (включая штрафы, пени) 11,4%, прочие платежи с юридических лиц (включая штрафы, пени). Наименьший вклад в собираемость налогов дают земельный налог (0,2%) и имущественный налог (1,3%) в совокупности формирующие с объектов налогообложения физических и юридических лиц около 26,3 млрд. тенге в 2017 году. Однако налоговое бремя крайне не равномерное по секторам экономики и доля ИПН, оплачиваемого источником выплаты, с наемного персонала падает. Все наши выводы перепроверены совместно с ДГД г. Аматы и уполномоченным департаментом экономики и бюджетного планирования Акимата г. Алматы, однако решения приниматься видно не будут. Реакции и компетентной проработки соответствующий департамент таможенной и налоговой политики МНЭ РК не наблюдается. Напротив, идет жесткий крен в усиление итак не подъемного налогового бремени на массового плательщика - физических лиц с полной и неполной занятостью, самозанятых, безработных, домохозяек, малый бизнес. Несправедливая и не прогрессивная налоговая система вкупе со сложностью и явно репрессивным стилем администрирования для массового плательщика привела к практической гибели МСБ в перерабатывающей отрасли, повлекла полную утрату способности к накоплениям основной массы населения, спровоцировало новый рост миграционного оттока квалифицированных кадров, заблокировала приток инвестиций в страну. Самое печальное, что такое ужесточение к массовому плательщику инициирует МТСЗН РК, призванное обеспечивать социальный договор между гражданами РК и властью.

Таблица 1. Динамика изменения платежей в бюджет по видам налогов, млн. тенге

Таблица 2. Развернутая структура платежей в бюджет по г. Алматы

Виды налогов и направление платежа, млн. тенге

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Земельный налог МБ

2 095

2 247

2 530

3 029

2 977

Имущественный налог МБ

15 291

25 314

20 771

22 237

23 297

Транспортный налог МБ

8 803

9 683

10 497

11 364

12 937

Социальный налог МБ

84 499

96 115

102 396

115 657

122 144

ИПН у источника выплаты МБ

108 525

123 610

133 386

150 727

163 804

Плата за эмиссии в ОС МБ

838

1 181

845

1 164

1 262

Акцизы в МБ

3 589

3 907

4 267

5 199

8 724

Регистрационные сборы, госпошлины и пр. платежи в бюджет МБ

8 856

10 268

12 314

11 730

14 748

НДС в РБ

193 352

192 368

190 480

259 344

285 724

КПН в РБ

312 410

341 873

428 546

447 212

439 996

Таможенные платежи, акцизы, роялти в РБ

186 126

202 721

187 745

244 220

291 269

Прочие налоги, пени и штрафы, включая юридических и физических лиц

257 638

240 129

269 335

429 811

402 589

Всего платежей в бюджет

1182022

1249416

1363111

1701696

1769472

Доли платежей в бюджет по видам налогов

Земельный налог МБ

0,2%

0,2%

0,2%

0,2%

0,2%

Имущественный налог МБ

1,3%

2,0%

1,5%

1,3%

1,3%

Транспортный налог МБ

0,7%

0,8%

0,8%

0,7%

0,7%

Социальный налог МБ

7,1%

7,7%

7,5%

6,8%

6,9%

ИПН у источника выплаты МБ

9,2%

9,9%

9,8%

8,9%

9,3%

Плата за эмиссии в ОС МБ

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

Акцизы в МБ

0,3%

0,3%

0,3%

0,3%

0,5%

Регистрационные сборы, госпошлины и пр. платежи в бюджет МБ

0,7%

0,8%

0,9%

0,7%

0,8%

НДС в РБ

16,4%

15,4%

14,0%

15,2%

16,1%

КПН в РБ

26,4%

27,4%

31,4%

26,3%

24,9%

Таможенные платежи, акцизы, роялти в РБ

15,7%

16,2%

13,8%

14,4%

16,5%

Прочие налоги, пени и штрафы, включая юридических и физических лиц в РБ (оценка)

10,9%

9,6%

9,9%

12,6%

11,4%

Прочие налоги, пени и штрафы, включая юридических и физических лиц в МБ (оценка)

10,9%

9,6%

9,9%

12,6%

11,4%

Доля платежей в РБ

69,4%

68,6%

69,1%

68,5%

68,9%

Доля платежей в МБ

30,6%

31,4%

30,9%

31,5%

31,1%

Какие отрасли вносят наибольший вклад в собираемость налогов в г. Алматы? Особо пристального внимания заслуживает ситуация по налоговой нагрузке на предприятия с регистрацией в качестве налогоплательщика в г. Алматы в секторах нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. Задолженность бюджета перед такими организациями составляет 10357 млрд. тенге по КПН, НДС и таможенным пошлинам за счет возмещения НДС по экспорту.  Вклад в местные налоги составляет лишь 3 млрд. тенге. Целесообразность удержания таких налогоплательщиков в бюджете г. Алматы требует глубокого анализа – с одной стороны минусовое сальдо по налогам, с другой стороны размещение головных офисов с дислокацией административного персонала без значительного числа рабочих мест. В целом сектор услуг вносит 81,3% объем налоговых отчислений, а производство товаров 18,7%. При этом в сфере производства ключевыми плательщиками являются сектор строительства 11,8% всех налогов в городе от бизнеса, обрабатывающая промышленность 5,6%. В сфере услуг ключевыми секторами – налогоплательщиками по вкладу являются сектор торговли и СТО 27,5%, финансовая и страховая деятельность 15,6%, профессиональная научно-техническая деятельность 7,8%, телекоммуникационный и ИТ секторы 6,5%, транспорт и логистика вносят 4,5% вклада в собираемость налогов. Самый низкий вклад у энергетики 1,3%, водоснабжения и КНС 0,3%, государственного управления 0,2%, сферы искусства, развлечений и отдых 0,8%, сферы здравоохранения 1,1%, а также в сфере образования 1,9%.

Таблица 3. Коэффициент налоговой нагрузки по секторам

 

Собираемость налогов по секторам методом начисления, млн. тенге

Налоги в РБ

Налоги в  МБ

ИТОГО общая

сумма налогов

Доля от

общих

поступлений с бизнеса

1

 Производство товаров

156 915

53 735

210 650

18,7%

A

  Сельское, лесное и рыбное хозяйство

584

452

1 036

0,1%

B

   Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

-  10 537

3 085

-  7 451

-0,7%

C

   Обрабатывающая промышленность

43 021

23 671

66 692

5,9%

D

   Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

6 966

7 721

14 687

1,3%

E

   Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов

1 654

1 198

2 852

0,3%

F

  Строительство

115 226

17 608

132 834

11,8%

2

 Производство услуг

643 809

272 442

916 251

81,3%

G

     Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

251 068

59 347

310 415

27,5%

H

  Транспорт и складирование

29 388

21 209

50 596

4,5%

I

  Услуги по проживанию и питанию

10 979

4 559

15 538

1,4%

J

  Информация и связь

57 856

15 420

73 277

6,5%

K

  Финансовая и страховая  деятельность

121 610

54 308

175 917

15,6%

L

  Операции с недвижимым    имуществом

18 452

14 233

32 685

2,9%

M

  Профессиональная, научная и   техническая деятельность

53 575

33 797

87 372

7,8%

N

  Деятельность в области  административного и  вспомогательного обслуживания

28 015

10 304

38 319

3,4%

O

  Государственное управление и оборона, социальное обеспечение

496

2 253

2 749

0,2%

P

Образование

1 841

19 369

21 210

1,9%

Q

Здравоохранение и социальные услуги

1 620

10 739

12 359

1,1%

R

Искусство, развлечения и отдых

3 997

4 504

8 501

0,8%

S

Предоставление прочих видов услуг

64 912

22 399

87 310

7,7%

 

ИТОГО поступления с бизнеса

800 724

326 177

1 126 901

100%

При анализе вклада в ВРП методом производства за тот же 2017 год видны сложившиеся отраслевые коэффициенты налоговой нагрузки. При оценке производства каждого сектора в номинале в млн. тенге и налоговой нагрузке методом начисления видно, что общий коэффициент налоговой нагрузки на экономику составляет 10,5%, а не 14,6% общей нагрузки на бизнес и население вместе взятые. Паритета КНН и доли в номинальном ВРП по секторам нет. При общем 10,5% коэффициенте налоговой нагрузки на юридические лица, нагрузка на реальный сектор составляет 26,9%, а на сферу услуг и торговлю 9,2%. К секторам с самым высоким показателем КНН в 2017 году относятся строительная отрасль[1] с чистым коэффициентом 24,7%, ЖКХ сектор 22,5%, аграрный бизнес (теплицы) 21,9%, энергетика 18,8%, деятельность в области управления 16,7%, обрабатывающая промышленность 16%. На уровне 14,2% КНН сформирован у финансового и информационного - телекоммуникационного секторов. Профессиональная и научно-техническая деятельность выплачивает до 12,3% от своего оборота, а сфера развлечений культуры и искусства 11,7%. Услуги по проживанию и питанию, транспорт и складирование имеют одинаковый КНН 9,1%, а сфера образования 8,1% за счет высокой доли по наемному персоналу (от НДС отрасль освобождена). Меньше образования платит сектор оптовой и розничной торговли, а также автозаправочные станции 7,9% КНН. Здравоохранение за счет большого сектора частной медицины, а также большого числа рабочих мест, выплачивает в виде налогов 7,5% от своего совокупного годового дохода. Необходимо обратить внимание на сектор операций с недвижимым имуществом, имеющим уровень КНН ниже, чем бюджетные организации в государственном секторе – сдача в аренду коммерческой недвижимости при совокупном вкладе в ВРП страны 11,5% имеет КНН 2,7% и долю от собираемости налогов 2,9% всех платежей юридических лиц.

Рисунок 1. Структура по типам налогов в платежах в бюджет на примере г. Алматы

Наибольший рост шел не по основным налогам – акцизам и прочим платежам. ИПН у источника выплаты прибавил за 5 лет 58,4%, а сопутствующий социальный налог 49,3%. При этом при сопоставлении изменений среднемесячной заработной платы, а также числа рабочей силы видно неполное соответствие динамике прироста базы налогообложения. Среднемесячная заработная плата в г. Алматы по данным Департамента статистики за 5 лет выросла на 34%, а численность занятого населения на 20%. При расчете фонда оплаты труда и вычислении из него 10% ИПН у источника выплаты сумма налога в 2017 году должна была увеличиться по отчислениям с наемного персонала на 61% до 187,8 млрд. тенге. Однако совокупные выплаты ИПН у источника в 2017 году составили 164,2 млрд. тенге, при этом не менее 32,7 млрд. тенге пришлось на выплаты ИПН с пенсий по платежам клиентам ЕНПФ, оценочно около 10-11% всего ИПН у источника выплаты приходится на договора гражданско-правового характера.

Таблица 4. Изменение структуры ИПН, оплачиваемого источником выплаты

Если гипотеза об изменении структуры ИПН у источника выплаты верная (требует углубленного анализа ДГД), то за 5 лет произошло значительное снижение доли официальных начислений заработной платы штатных наемных работников и увеличилась доля неформальной занятости. По результатам 2017 года зависимость от платежей ИПН у источника от ЕНПФ, как налогоплательщика г. Алматы с налоговой базы получателей пенсий из накопительной системы всего Казахстана достигла почти 20%. Потеря данного налогоплательщика в случае его перехода в ДГД г. Астана составит для бюджета г. Алматы в 2018 году не менее 40 млрд. тенге. В перспективе до 2030 года с достижением доли выплат пенсий из накопительной системы 48% данные потери удвоятся.

Рисунок 2. Динамика изменения структуры ИПН, оплачиваемого источником выплаты

Как видно в приводимой ниже таблице, доля неформальной занятости наименьшая в бюджетной и финансовой сфере, а наибольшая в секторе торговли.

Таблица 6. Сквозной анализ доли неформальной занятости и КНН по секторам экономики

Рисунок 3. КНН по типам плательщиков налогов в Казахстане в целом

Правительству необходимо мыслить более стратегически, а не пытаться латать дыры в бюджете карательными мерами к населению и малому бизнесу. Необходимо повышение компетенции уполномоченных органов по борьбе с агрессивной налоговой политикой крупного бизнеса, в особенности квазигосударственного сектора и национальных компаний.

Граждане, мы налогоплательщики, несущие к своим доходам нагрузку в 22 раза выше олигархов, членов списка Форбс. Помните и защищайте свои права!

А. М. Турсынкан